Фрагмент для ознакомления
2
Домашнее задание 1 к теме 26
Упражнение 1. Выпишите сочетания словоформ, не образующих словосочетаний; укажите причину, по которой то или иное сочетание не является словосочетанием.
Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за темных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий; у водопада я напоил коня, жадно вдохнул в себя раза два свежий воздух южной ночи и пустился в обратный путь. Я ехал через слободку. Огни начали гаснуть в окнах; часовые на валу крепости и казаки на окрестных пикетах протяжно перекликались.
(М. Ю. Лермонтов)
Вечер дышал (предикативная основа), луна подымалась (предикативная основа), из-за вершин (словоформа), шаг раздавался (предикативная основа), в молчании (словоформа), у водопада (словоформа), я напоил (предикативная основа), в себя (словоформа), в путь (словоформа), напоил/вдохнул и пустился (сочит. ряды слов), я ехал (предикативная основа), через слободу (словоформа), огни начали гаснуть (предикативная основа), начали гаснуть (сказуемое), в окнах (словоформа), на валу (словоформа), на пикетах (словоформа), часовые и казаки (сочит. ряды слов), казаки перекрестились (предикативная основа).
Упражнение 2. Среди словосочетаний выделите лексически и синтаксически несвободные, укажите их разновидность. В свободных словосочетаниях найдите опорный и зависимый компоненты.
Шесть часов вечера (несвободное, количественно-именное), трудно представить себе (несвободное, контекстуально цельное), нос картошкой (несвободное, с метафоричным значением), похож на дым (свободное), бледный свет зари (свободное), отличается болтливостью (свободное), в руках молодого человека (свободное), был не прочь побывать у сына (несвободное, со вспомогательным компонентом), продвигаться по служебной лестнице (свободное), засыпал мать вопросами (свободное), не появлялся в течение двух суток (несвободное, количественно-именное), снимок лунной поверхности (свободное).
Упражнение 3. Номера простых синтаксически делимых словосочетаний выпиши-
те в одну группу, а номера сложных — в другую.
1. Горка сухих поленьев. 2. Много разговоров о реформе образования. 3. Выбежать из класса в коридор. 4. Пытаться догнать на ровной местности. 5. Ствол охотничьего ружья. 6. Заставить его учиться. 7. Доплыть до середины реки. 8. Влюбиться с первого взгляда. 9. Плакать горючими слезами. 10. Необходимо разобраться в случившемся. 11. Должен произвести впечатление удачливого человека.
Простые Сложные
4,6,8, 9, 10
1,2,3,5,7, 11
Упражнение 4. Найдите в тексте сложные словосочетания, выпишите и дайте схемы этих словосочетаний.
На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках, на голубеньком поясе висел гребешок. (Тургенев)
Ситцевая рубаха с желтой каемкой; пестрая рубаха с желтой каемкой; рубаха с жёлтой каёмкой; на нем пестрая рубаха; на нем рубаха с желтой каемкой; на нем рубаха с каемкой; небольшой армянок на плечах; новый армянок на плечах; небольшой армянок на узеньких плечах; небольшой армянок на его плечах; небольшой армянок на его узеньких плечах; армянок на его плечах; армянок на узеньких плечах; чуть держался на его плечах; держался на его узеньких плечах; держался на узеньких плечах; висел на голубеньком поясе.
Упражнение 5. В данных словосочетаниях найдите главное слово и поставьте слово-
сочетания в начальную форму, определите тип словосочетаний по главному слову.